Главная » Статьи » Все о театре

АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Драматургия в Армении возникла в эпоху
эллинизма (1 в. до н. э.). Первым драматургом был царь Артавазд II. По
свидетельству Плутарха, Артавазд, кроме историч. произведений и речей,
писал также трагедии, к-рые ставились не только в Армении (в т-ре г.
Арташата), но и в Риме. Эти трагедии сохранялись во времена Плутарха
(1-2 вв. н. э.), но не дошли до нас. Нек-рые фрагменты древних драматич.
произведений сохранились в лит. памятниках 5 в. у историков (Павстос
Бу-занд, Мовсес Хоренаци и др.). джипы Циклы сюжетов "О персидской войне" (у
Бузанда) представляют собой изложение в прозе драматургич. произведений,
исполнявшихся рапсодами и гусанами.
M. Хоренаци в книге "Гирк Питоиц" ("Книга Хрия"), а также арм.
переводчики и толкователи грамматики Дионисия Фракийского разрабатывали
вопросы драматургии. Хоренаци упоминает греч. драматургов Ев-рипида и
Менандра и даёт высокую оценку их произведениям. Он же изложил сюжет
несохранившейся трагедии Еврипида "Авга". С 5 века дошла драматургич.
терминология на арм. яз.- трагедия вохбергу-тюн и комедия катакергутюн.
В период раннего средневековья (4-5 вв.) в арм. христианской церкви
возникает литургич. драма с канонич. текстом. Элементы театральности
проникли в вост. церкви (сирийскую, греч., арм. и др.) раньше, чем в
западные. Параллельно с литургич. драмой развивается мистерия, выходящая
за рамки церкви. Наибольшее развитие арм. драма-мистерия получила в
11-12 вв. В средневековой арм. лит-ре (начиная с 5-6 вв.) имеются
многочисленные религиозно-моральные соч. в форме диалога, большей частью
на библейские сюжеты, а также на апокрифич. темы (мученичество святых),
в к-рые проникают реалистич. элементы. (Образцы этих драм-мистерий
хранятся в Матенадаране - хранилище арм. рукописей). Первие дошедшие до
нас произв. арм. средневековой драматургии - драматич. поэма О. Плуза
(1260-1326) о любви арм. юноши, сына христианского священника, и дочери
магометанина (муллы) и мистериальная драма "Адамова книга" А. Сюнеци
(конец 14-нач. 15 вв.).
Со 2-й половины 17 в. зарождается арм. школьная драма; сохранилась
трагедия "Мученичество святой Рипсиме" (пролог, эпилог и интермедии на
польском яз.), пост. в 1668 в арм. школе Львова. В Львовском арм.
школьном т-р ставились: "Смерть Цезаря",
"Притчи Соломона", "Смерть Ирода" и др. (не сохранились).
Ко 2-й половине 18 в. относятся многочисл. класси-цистич. трагедии на
историч. и религиозные темы на древнеарм. яз. (грабаре) (часть этих пьес
напечатана, рукописи остальных пьес хранятся в архиве арм. мхитаристов в
Венеции). А. д. 1-й половины 19 в. следовала традициям классицизма. А.
Багратуни перевёл трагедии Эсхила, Софокла, Расина, Вольтера, Альфье-ри,
а также несколько комедий Мольера, написал оратории в духе Метастазио и
историч. трагедию "Ерванд II" (1815), в к-рой звучит протест против
тирании. П. Минасян создал ряд трагедий и комедий. Из его трагедий
изданы "Хосров великий" и "Смбат I" (1845, Венеция). Появились комедии:
на новом яз. (ашхарабаре) "Тер-Пилос" (1805), "Близнецы" (изд. 1847). В
1821 в Калькутте изд. комедия нравов "Мошенник-физиономист" M. Мкртчяна
(пост. в арм. колониях в Мадрасе и Калькутте). В 1832 - комедия "Лейли"
неизв. автора.
Просветитель-демократ X. Абовян впервые создал драму на новом арм.
яз. (ашхарабаре)-"Феодора, или Дочерняя любовь" (1841). Абовян написал
несколько сценич. произв. ,положивших начало драматургии нового времени.
В 40-х гг. 19 в. появились комедия Г. Шер-мазаняна "Описание некоторых
делишек епископа Карапета", историч. трагедия "Арташир -царь Армении"
неизв. автора (пост. в Елисаветполе, ныне Рировабад, 1846). Сохранилась
неоконченная историч. драма А. Аламдаряна "Радамест и Зенобия" [пост. в
Ново-Нахи-чевани, Карасубазаре в Крыму (ныне Белогорск)]. В 1820-30
развивается драматургия в арм. школьном т-ре. В 1838-40 в
Ново-Нахичевани на Дону Т. Ха-дамян и С. Тигранян написали и пост. драмы
и комедии: "Храбрый Вартан", "Царь Тиридат", "Опекун сирот" и др.
В драматургии нач. 19 в. отразились тираноборческие настроения,
связанные с нац.-освободит, движением армян против угнетения турецкими и
персидскими поработителями. С 50-60-х гг. 19 в. это движение усилилось,
и идея нац. освобождения стала основным содержанием драматургии и
театра.
Борьба народа за социальное и нац. освобождение выдвинула перед А. д.
50-60-х гг. новые проблемы. Получает распространение романтич.
направление, вызванное патриотич. чувствами народа. В этот период
развивается и широко ставится на арм. сцене исто рич. трагедия:
"Корнак", "Аршак", "Ва'ан" M. Пешик-ташляна, "Самэл", "Смбат I" С.
Экимяна, "Арта-шес миродержец", "Чёрные земли" П. Дуряна, "Шуша-ник" M.
Патканяна, "Вартан Мамиконян" А. Кареня-на, "Аршак II" X. Галфаяна,
"Смерть Михрдата" С. Ванандеци и др.
Принципы эстетики реализма развивал выдающийся писатель и мыслитель,
революционный демократ M. Налбандян, утверждавший высокое обществ,
па-значение драматургии и т-ра, способствовавший развитию передовой нац.
драматургии. Новая А. д. зарождается как реалистич. драматургия,
сатирически освещавшая действительность. Н. Аладатян, О. Гур-генбекян,
Н. Пугинян M. Тер-Григорян, M. Патканяп и др. пишут водевили, бытовые
комедии, драмы, отражающие быт широких слоев арм. об-ва, но не
раскрывающие социальные противоречия. Популярность пьес "Гаджи-сулейман"
Гургенбекяна (1858), "Пропали мои пятьдесят червонцев" Аладатяна (1859),
"Сводник" Патканяна (1859), "Скупой" Тер-Григоряна (1863), "Маклер Хахо"
Пугиняна (1863) и др. подготовили развитие высокой комедии и социальной
драмы.
Крупнейшим представителем реалистич. драматургии, реформатором арм.
т-ра явился Г. Сундукян. Пьесы Сундукяна "Хатабала" (1866), "Ещё одна
жертва" (1870), "Пэпо" (1871), "Разорённый очаг" (1873),
"Супруги" (1890) и др. стали основой реалистич. репертуара арм. т-ра.
В них изобличаются купцы и чиновники, власть денег, показаны быт и нравы
господствующих классов. Сундукян отобразил также рост демократич.
тенденций, борьбу людей за свои права, их протест против социальных
условий, трагич. участь женщины в капиталистич. об-ве.
Аналогичный процесс развития драматургии происходит и у зап. армян.
Жизнь народа в Турецкой Армении отразил в своих пьесах другой крупнейший
арм. драматург А. Поронян. Вслед за Налбандяном и Сундукяном Паронян
способствовав утверждению реализма. В пьесах "Восточный дантист" (1868),
"Льстец" (1869), "Комедия в четырёх действиях" (1873) и, наконец, в
нашумевшей комедии "Багдасар ахпар" ("Дядя Багдасар", 1886) Паронян
остро сатирически изобразил господствующие классы, косность
патриархального быта, рабское преклонение перед иностранщиной. Большим
успехом пользовались у зрителя инсценировки повестей Пароняна
"Высокочтимые попрошайки" и "Ущербы вежливости".
В период дальнейшего роста нац. самосознания арм. народа продолжает
развиваться историч. драматургия прогрессивного романтизма, образцом
к-рой была драма "Рузан" Мурацана (1881), где создан героич. образ арм.
девушки-патриотки.
Новая ступень в развитии реализма в арм. драматургии - творчество А.
Ширванзаде, выдающегося прозаика, драматурга, публициста и критика.
Пьесы Шир-ванзаде - образцы критич. реализма в арм. лит-ре- отразили
углубление социальных противоречий в Закавказье. Ширванзаде создал
типич. образы представителей капиталистич. об-ва, запечатлел картины
разложения бурж. семьи, идейную и нравственную опустошённость буржуазии,
пропагандировал гума-нистич. идеалы, выражал глубокое сочувствие жертвам
капитала и эксплуатации. Пьесы Ширванзаде:
"Княгиня" (1891), "Евгене" (1901), "Имела ли право" (1902), "Из-за
чести" (1904), "На развалинах" (1906- 1907), "Погибший" (1907, пост.
1912), "Арменуи" (1909), "Намус" (1912), "Злой дух" (1913) и др.
заложили основу нац. социально-психологич. драмы, критич. реализма.
Современники Ширванзаде, писатели-драматурги Э. Тер-Гри горян Нар-Дос
Вр. Папааян С. Тараян, Л. Манвелян следовали принципам реалистич.
направления в драматургии. Пьесы "Убитый голубь" Нар-Доса (1906), "Утёс"
Папазяна (1905) и др. прочно вошли в репертуар арм. т-ра. В годы первой
рус. революции (1905-07) рабочий-большевик А. Вартпа-нян написал драму
"Забастовка" (1906, пост. 1912), посвящённую борьбе пролетариата.
В период реакции, после поражения революции, в А. д. получили
распространение символизм и декадентство ("Чёрная птица" Агароняна,
"Хохот демонов" Манвеляна и др.). Последовательную борьбу с реакционными
течениями вели большевики С. Шаумян и С. Спандарян, они отстаивали
принципы реализма и народности в драматургии и в т-ре.
После установления Советской власти в Армении расцвет экономики и
культуры народа определил мощный подъём нац. советской драматургии. А.
д. развивается в едином русле многонац. советской лит-ры, она отличается
жанровыми тематич. разнообразием. Большое развитие получила сатирич.
драматургия, направленная против реакционеров, носителей пережитков
прошлого. Один из основоположников арм. советской драматургии - Д.
Демирчян. Его комедия "Храбрый Назар" (1924), написанная по мотивам арм.
нар. сказки, положила начало развитию совр. арм. комедии (до революции
написал пьесы "Васак", 1912, "Суд", 1916, и др.). В 1923 известный поэт
Е.Чаренц пишет острую сатиру-комедию "Капказ-тама-ша" ("Кавказское
зрелище"), разоблачающую контрреволюц. партии Закавказья. А. Вштуни
создаёт драматич. поэму "Парламент" (1923) - сатиру на дашнаков.
Сатирически высмеял эмигрантов-дашнаков и буржуазию А. Ширванзаде в
комедии "Кум Моргана" (1927). К жанру сатирич. драматургии относится
пьеса "Министр финансов" В. Вагаршяна (1935), изобличающая авантюристич.
политику дашнакского эмигрантского правительства.
Жизнь армянской деревни, борьба нового со старым находят отражение в
пьесах "За клочок земли" Л. Сагателяна (1923), "Комсомолка Астхик" А.
Карагюляна (1927). Большое место в А. д. заняла историко-революц. тема.
Драмы Демирчяна "Потрясения" (1923) и "Песнь торжествующей любви"
(1924), Вагаршяна "В кольце" (1930), А. Гулакяна "На заре" (1937) и
"Великая дружба" (1939),Т. Ахумяна "На рассвете" (1932), Г. Саряна "Три
песни" (1935) и др. воспроизводят героич. события борьбы арм. народа за
своё освобождение. В жанре историч. драматургии пишут М. Геворкян, Е.
Багатур ("Вартазар". 1922, "Артавазд", 1925) и др. Социалистич.
преобразования, формирование характера нового человека, борьба с
пережитками капитализма в сознании людей нашли отражение в пьесах Т.
Ахумяна ("Враг", 1931), В. Вагаршяна ("Нефть", 1932) и Демирчяна
("Фосфорическое сияние", 1932, "Наполеон Коркотян", 1934, "Капутан",
1938), к-рые заняли большое место в ре пертуаре т-ров Армении 30-х гг.
Среди драматургов конца 20-нач. 30-х гг.-С. Багдасарян ("Кровавая
пустыня", 1927), М. Джанан ("Шах-наме", 1935).
Во 2-й пол. 30-х гг. в жанре историч. драматургии созданы драмы в
стихах "Давид Сасунский" Ьагар-шяна (на осн. нар. героич. эпоса),
историч. драма "Страна родная" Демирчяна (1940), отобразившая борьбу
Армении против иноземного нашествия в 11 в. В драматургию 2-й половины
30-х гг. приходит новое поколение драматургов: А. Араксманян
(историко-революц. драма "Эммануел", 1938), Л. Микаэлян (историч. драмы
"Гош", 1936, "Вараздат", 1940), М. Кочарян ("Слепой музыкант", 1937), А.
Барсегян (историко-революц. драма "Камо", 1938), 3. Ацагорцян, В.
Худа-вердян (совр. комедии "Свирель радости", 1937, "Пусть цветут розы",
1939), С. Паязат ("Свадьба", 1939) и др.
В годы Великой Отечественной войны драматурги Армении создали пьесы о
героизме советских людей на фронтах и в тылу, о борьбе народа с
фашизмом. Среди них "Месть" Н. Заряна, "На вулкане" А. Араксманя-на
(1943), "Монастырское ущелье" Вагаршяна (1945), "Зоя" Ягджяна (1942),
"Когда распускается фиалка" Дарбни (1941), "Ярость" Гулакяна (1943).
Решения ЦК ВКП(б) 1946 по идеологич. вопросам направили внимание
драматургов на создание пьес о современности. Во 2-й пол. 40-х и в 50-е
гг. были написаны и пост. пьесы "На высотах" Г. Боряна (1947) - о
героизме советских людей в Отечеств, войне. Различные стороны совр.
жизни республики, образы колхозников, сов. интеллигенции, молодёжи
отражены в комедиях "Старая болезнь" М. Кочаряна (1948), "У родника"
(1947) и "Опытное поле" (1953) Н.бронницкий ювелирный завод, продажа по объявлениям. Заряна, в пьесах - "Эти звёзды наши"
Л. Карагезяна и Г. Тер-Григоряна (1949), "Последние гвоздики" (1958),
"Весенний дождь" (1960) Тер-Григоряна, "Когда в доме нет глаз" (1956) и
"Огонь твоей души" (1959) Араксманяна, "Спать опасно" А. Вердяна (1959).
Созданы пьесы о борьбе арм. народа за Советскую власть - "Под одной
крышей" Боряна (1957), "Розы и кровь" Араксманяна (1958), "Музыкантская
команда" М. Шатиряна (1957), "Дела, люди незабываемые" А. Гулакяна
(1957). Продолжается работа над историч. драматургией - "Ара прекрасный"
Н. Заряна (1946), "Месроп Маштоц" А. Араксманяна. С 40-50-х гг. с
пьесами выступали также Л. Сагателян, Г. Габриэлян, Гр. Мурадян, А.
Шайбон,
Гр. Капланян, Гр. Ягджян, Аш. Папаян, Ар. Папа-ян, 3. Дарян, А.
Барсегян, М. Чаманян и др.
Лит.: Г о я н Г. И., 2000 лет армянского театра, т. 1-2, М., 1952 (т.
1 - Театр древней Армении, т. 2 - Театр средневековой Армении); Лисициан
С., Старинные пляски и театральные представления армянского народа, Ер.,
1958;
А дон ц Н., Дионисий Фракийский с армянским толкователем, П., 1915;
Арутюнян С., Армянская советская драматургия, Ер., 1956; А х у м я н Т.,
Драматургия Д. Демир-чяна, Ер., 1958 (на арм. яз.); Ахвердян Л. О.,
Армянская драматургия наших дней (1945-1955), Ер., 1955 (на арм. яз.);
Гамразян Г., Драматургия Ширванзаде, Ер.,1958. Б.А,
Категория: Все о театре | Добавил: kursanty (19.01.2011)
Просмотров: 1684 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]