Главная » Статьи » Все о театре

АРИСТОФАН

АРИСТОФАН (???????????) (ок. 446-385 до н. э.) - древнегреческий
драматург. Выдающийся представитель афинской комедии 5 в. до н. э.
Творчество А. отличалось острой общественно-политич. направленностью.
Написал ок. 40 комедий, из к-рых сохранилось 11. Деятельность А., начало
к-рой относится к 427 до н. э., проходила в годы Пелопоннесской войны
(431-404 до н. э.) и последовавшего за ней ослабления Афин. Выражая
интересы крестьянства, терпевшего в войне наибольшие бедствия, А. в ряде
коме-цнй ("Ахарняне", 425 до н. э.; "Мир", 421 до н. э.;
"Лисистрата", 411 до н. э.) подвергал резкой критике зачинщиков
войны, ввергающих в неё ради собственной наживы государства Греции.
Одновременно А. затрагивал вопрос о судьбах афинской демократии.Высокий уровень сервиса, современные номера со всем необходимым? Гостиничный комплекс Нижегородский, Нижний Новгород.
Наиболее значительна комедия "Всадники" (424 до н. э.), где в образе
раба-кожевника, сумевшего мелкой лестью завоевать расположение
поглупевшего Демоса - афинского народа, А. создал обобщённый тип хитрого
и алчного демагога, использующего в низменных целях доверие народа.
Лицемерных "вождей" из богатой рабовладельческой верхушки А. обличал в
комедии "Осы" (422 до н. э.), направленной против сутяжничества. В своих
комедиях А. подвергал критике также новые идейные и эстетич. течения,
подрывавшие традиц. моральные устои афинской демократии. В комедии
"Облака" (423 до н. э.) новую модную философию олицетворяет Сократ; в
комедии "Женщины на празднике фесмофо-рий" (411 до н. э.) высмеивались
основные принципы и художеств. приёмы драматургии Еврипида. Комедия
"Лягушки" (405 до н. э.) явилась первым в истории европ. лит-ры произв.,
затрагивающим вопросы эстетич. критики. В этой комедии А. изобразил
происходящий в подземном царстве спор о первенстве между Эсхилом и
Еврипидом. Симпатии А. принадлежат Эсхилу как поэту эпохи укрепления
афинского демокра-тич. гос-ва. Ориентация А. на минувшие времена
расцвета "крестьянской демократии" свидетельствует о близости его
воззрений к патриархальным представлениям аттич. земледельцев и
определяет утопизм его идеалов, отчётливо выявленный в комедии
"Богатством ("Плутос", 388 до н. э.). В форме социальной утопии написаны
комедии "Птицы" (414 до н. э.) и "Женщины в народном собрании" (392 до
н. э.).
Комедии А. построены на сочетании речевых эпизодов, бытовых, фарсовых
сценок с песнями хора, к-рый одновременно является и активным участником
действия и исполнителем партий, не связанных с содержанием комедии,
обращённых непосредственно к зрителю (т. н. парабаза). Комич. эффект
часто достигается свободным переходом сюжета от действительности к
фантастике или смешением реальных жизненных отношений. А. широко
использует методы гиперболы, материализации отвлечённых понятий, комич.
переосмысления словесного образа.
Мотивы комедий А. использованы в ряде произведений лит-ры нового
времени. Среди них: "Сутяги" Расина (1668), обработка "Птиц",
осуществлённая И. В. Гёте для Веймарского т-ра (1780), пьеса Л.
Фейхтвангера "Крестьянин и полководец" (1917, Потсдамский т-р - 1955).
Начиная с 18 в. большое внимание в лит-ре уделялось развитию традиций
творчества А., понимаемых как образец служения иск-ва задачам обществ,
борьбы. В оценках Филдинга, Гейне, Рол-лана, Гоголя, Белинского,
Чернышевского комедии А. стали символом беспощадного сатирич. обличения
Из произв. А. чаще других ставились в различных странах комедии
"Богатство"; "Лисистрата" (М. Рейн-хардт-в Берлине, 1908, В. И.
Немирович-Данченко- в Муз. студии МХАТ, 1923, С. Э. Радлов - в
Петрограде, 1924).
С о ч.: Комедии в двух томах, пер. с древнегреч. Общ. ред. пер. Ф. А.
Петровского и В. Н. Ярхо, т. 1-2, M., 1954.
Лит.: Головня В. В., Аристофан, М., 1955; Ярхо В., Аристофан, М.,
1954; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957. В. Я.

Категория: Все о театре | Добавил: kursanty (01.12.2010)
Просмотров: 1475 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]