Главная » Статьи » Театральная Энциклопедия

Балет

Истоки балетного иск-ва в Австрии зародились в 15-16 вв.,
когда при дворе эрцгерцога Максимилиана (70-80-е гг. 15 в.) устраивались
рыцарские турниры. Одним из ритуалов турнира была т. н. рыцарская игра,
в к-рой танцующие дамы приветствовали победителя, увенчивая его венком,
а затем победитель выступал в роли "руководителя" танцев. Позднее - в
16-17 вв., во время дворцовых празднеств устраивались танц. выходы, в
к-рых участвовали аристократы, одетые в костюмы героев греч. мифологии и
др. Эти танц. выходы часто превращались в помпезные зрелища со сложными
декорациями и пышными костюмами. В 17-18 вв. в драм. и оперных
спектаклях ставились интермедии с танцами (опера "Золотое яблоко" Чести,
1667, балетная музыка Шмель-цера). В 60-х гг. 17 в. при австр. дворе
существовала театр.' труппа, возглавлявшаяся "директором театральной
музыки", композитором А. Драги. В этой труппе появились первые
профессиональные танцовщики (вначале 8, затем 15). На рубеже 17-18 вв.
здесь выступали танцовщики: К. Аппельсхофер, С. Делла Мотта, танцовщица
М. Сцио, Т. Гумпенхубер, его сыновья Бруно и Филипп, А. и К. Филебуа.
Труппу возглавлял (1690-1710) балетм. Ф. Торти, педагогом был А.
Филебуа, затем его сменил П. Соди.
В нач. 18 в. широкое распространение получил балет "масок". В
балетных интермедиях, оперных спектаклях сочетались элементы итал.
комедии дель а рте и северного, в частности нидерландского, фарса.
Популярны были сюжеты из др.-рим. мифологии. В середине 18 в. в Вене
работали проф. балетные труппы: немецкая - в "Бургтеатре" и французская
- в "Кернт-нертортеатре". Австр. придворному балету, испытавшему сильное
влияние итал. и франц. балетного т-ра, противостояли бродячие труппы,
представления к-рых продолжали нац. традиции танца.
Развитие нац. австр. балета связано с творчеством балетм. Ф.
Хильфердинга. Работая танцовщиком во франц. труппе Вены, Хильфердинг
пост. в 40-50-х гг. 18 в. балет "Британии", балеты на мифологич. сюжеты
("Улисс и Цирцея", "Орфей и Эвридика", "Похищение Прозерпины",
"Пигмалион" и др.), жанрово-бы-товые ("Дон Кихот", "Меланхолик и богиня
радости", "Времена дня и года" и др.), комич., или гротесковые, балеты
("Кума, одолжи мне кочергу", "Игра в фанты" и др.). Он ввёл в бытовой и
комич. балет элементы крестьянского и городского танца, органично
сочетал танец с пантомимой. С Хильфердингом в области балета работали
композиторы И. Штарцер, И. Гольцбауэр, Ф. Гасман и др. Большое влияние
на развитие австр. балета оказало также творчество балетм. Г. Анджолини,
к-рый работал в Вене в 1759-66. Выступая как балетмейстер и танцовщик,
Анджо-лини развивал жанр героич. пантомимного балета. В содружестве с
композитором Глюком он пост. балеты "Дон Жуан" (1761), танцы в опере
"Орфей и Эвридика" (1762), "Семирамида" (по Вольтеру, 1765), комич.
балеты "Лионская ярмарка" (1759), "Угольщики" (1760), "Сельские
увеселения" (1760), "Калмыки и казаки" (1761) и др.
В 1767-74 в Вене работал Ж. Ж. Новер, к-рый также в сотрудничестве с
Глюком поставил танцы в опере "Альцеста" (1767). Он руководил придворной
балетной труппой, в к-рой танцевали Ш. Ле Пик Риче, Г. В ест рис и др.
В 1767 в Вене вышли (2-е изд.) "Письма о танце" Новера. Они вызвали
дискуссию между Новером и Анджолини о путях развития балета, к-рая
оказала прогрессивное влияние на развитие австр. балета.
В 1787 в Вене открылся оперный "Виденер-театр", в 1801-"Т-р ан дер
Вин", где существовали балетные труппы и ставились танц. интермедии и
дивертисменты. В 1793-94 и 1799-1804 в Австрии работал балетмейстерС.
Вигано, в 1801 впервые поставивший в Вене балет Бетховена "Творения
Прометея". Его преемником был балетм. Г. Джоя (работавший в Вене в
1800-15). Длительное время в Вене работал известный танцовщик Л. Дюпор,
ставивший балеты (в т. ч. "Телемак") с участием Вигано, Ф. Декаро, П.
Рай-нольди и др.
Начиная с 30-х гг. 19 в., наряду с "Кернтнертор-театром", балетные
спектакли ставились также в "Леопольдштадттеатре", где постановки носили
более демократический характер. В первой пол. 19 в. в Австрии
развивается романтический балет, представительницей которого была
выдающаяся балерина Ф. Элъслер.
В сер. 19 в. ведущее место в австр. балете занимали танцовщики: Ф.
Черрито, Б. Линда, К. Куки, Ч. Черри, Ф. Синони, Ш. Мабиль, Л.Фраппар. В
этот период развиваются традиции придворного балета. Широко используется
в балетном спектакле вальс как хореографич. форма. В конце 19 в.
развитию австрийской хореографии способствовал танцовщик, а затем
ведущий балетмейстер И. Хасреыгнер который в содружестве с художником Ф.
Гаулем поставил "Фею кукол" Байера (1888) и ряд балетов, занявших
прочное место в австрийском и немецком балетном репертуаре.
" В нач. 20 в. в австр. хореографии получили распространение
различные модернистские направления (сестры Визенталь, Баррисонти, X.
Крёйцберг и др.). Им противостояла деятельность реж. Э. Телъс (проводила
в жизнь реалистич. принципы Станиславского) и Г. Крёллера осуществившего
в Венской гос. опере пост. балетов "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса, "Дон
Жуан" Глюка и др. Выделяются балерина Г. Пихлер, танцовщики А.
Краузенекер, Р. Рааб,
X. Пфундмайр, М. Гутхейль-Щодер, В.Р.Францль, X. Крёйцберг и др.
После освобождения Австрии (1945) во главе балетной труппы Гос. оперы
становится бллетм. 3. Хан ка. Труппа осуществляет пост. ряда клас-ич. и
совр. балетов: "Коппелия", "Дон Жуан" Глюка, "легенда об Иосифе"
Штрауса, "Испанское каприччио" и "Ше-херазада" на муз.
Римского-Корсакова, "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского, "Дафнис и
Хл" Равеля, "Петрушка" Стравинского, "Карнавал" на муз. Шумана,
"Треуголка" де Фальи, ряд балетов австр. композитора Ф. Зальмхофера и
др. До 1954 балетные спектакли ставились в двух оперных т-рах Вены: в
Гос. опере и в "Т-ре ан дер Вин" (чаще в 1 ос. опере). Среди артистов
балета: Ю.Драпаль, О.Фидлер, Л. Франц-Бауэр, Э. Темпль, А. Краузенекер,
Г. По-корны-Бауэр, Э. Брехнер, Л. Клемиш, К. Циммерль, А. Биркмейер, В.
Диртль, В. Францль, К. Раймунд, Р. Адама, К. Музиль, Р. Новотны и др.,
балетмейстер Д.Парлич. Для подготовки нац. кадров хореографии в Вене
существует балетная школа при Венской гос. опере. . А. И., Л. М,
Цирк. Возникновение цирка в Австрии относится к 16 в., когда на
ярмарках и площадях наездники, канатоходцы, жонглёры показывали своё
мастерство, В 1780 Ж. Порте основал в Вене цирк, в к-ром выступал
наездник Гийам. В 1808 X. Бах, возглавлявший труппу странствующих конных
акрсбггов, открыл в Вене цирк на 3 000 мест (получил название
"Гимнастический цирк"). Труппа Баха гастролировала в Италии, России и
др, странах, В 20-х гг. 19 в. премьером этого цирка был выдающийся
наездник и исполнитель мимич. сцен на лошадях итальянец А. Гверра. Здесь
же работали: канатоходец Равель, наездница В. Кенебель, наездники бр.
Прайс, атлеты О. Мотти и Ж. Дюпюи. В 50-х гг. 19 в. высшую школу
верховой езды демонстрировал премьер парижского Олимпийского цирка Ф.
Боше, создавший школу выездки и верховой езды, основанную на изучении
анатомии лошадей. Австрийская школа верховой езды широко используется
цирковыми наездниками всего мира. С 80-х гг. 19 в. весной в Вене обычно
работал цирк Э. Ренца. Перед первой мировой войной в Австрии появились
цирки-варьете, в представлениях к-рых сочетались номера мюзик-холла и
цирка. За время 2-й мировой войны цирковое иск-во Авст-рип пришло в
упадок. До 1958 в стране работал цирк Аполло. С 1959 в Вене
функционирует цир Медрано. М. Зон,.

Категория: Театральная Энциклопедия | Добавил: kursanty (03.11.2010)
Просмотров: 1482 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]