В 14-15 вв. на террто рии будущей Австр. империи были распространены миракль, мистерия, вначале связанные с церковным богослужением, а позднее перенесённые на городские площади. А. т. начинает формироваться в 16 в., со вре-мени образования многонационального австр. государства. Многочисл. бродячие труппы актёров-импровизаторов, исполнявших комич. сценки, акроба-тич. и танц. номера, странствовали по городам вд сёлам Австрии. Гл. действующим лицом в этих цедсхав-лениях был Гансвурст. В отличие от нем. Гьнсвуретэ , выродившегося в грубую театр. маску, в.стр.. %тёр ы выражали в этом образе черты характера простого народа. Бродячие актёры исполняли комич. сценки, написанные гуманистом В. Шмельцлем. В 17 в. на развитие А. т. значит, влияние оказало иск-во актёров итал. комедии делъ арте; итал. сценарии, достижения актёрской техники способствовали совершенствованию иск-ва австр. бродячих актёров. В период феод.-католич. реакции, господствовавшей в Австрии в конце 16-17 вв., возникли т-ры при иезуитских коллегиях, целью к- рых являлась проповедь покорности церкви и императору. Театр иезуитов широко использовал технику итал. т-ра, спектакли его отличались пышностью и великолепием. Широко известна пост. спектакля "Побеждающее благочестие" Аванцинуса (1659) в Вене. Придворный т-р, так же как и т-р иезуитов, поражал зрителя обилием внешних эффектов и красочностью зрелища. Центром театр. жизни Австрии является Вена. В нач. 18 в. большое значение для развития А. т. имела деятельность актёра и драматурга И. Страницкого, создавшего в Вене первый стационарный австр. т-р (1712, в здании "Кернтнертортеатра"), актёры к-рого успешно конкурировали с итал. и франц. актёрами, выступавшими в придворном т-ре. Стра-аицкий использовал опыт нем. народного т-ра и итал. комедии дель арте, утверждая на австр. сцене принцип импровизации, был автором "главных и государственных действ" - пьес (гл. обр. трагикомедий), насыщенных бытовыми сценками, в к-рых ведущая роль принадлежала Гансвурсту. Эти пьесы ставились в т-ре Страницкого, успех к-рого определялся его близостью к народу, злободневностью спектаклей, смелостью сатирич. выступлений против князей и церкви. Преемниками Страницкого были актёры Г. Прегау-зер и И. Кури. В конце 18 в. в предместьях Вены открывается ряд т-ров: "Леопольдштадттеатр" (1781), "Йозефштадттеатр" (1788), "Виденертеатр" (1787) и др. В этих т-рах ставились оперы В. А. Моцарта и И. Гайдна, зингшпили, комедии с участием Гансвур-ста, рыцарские драмы, детские балеты и т. д. В т-рах предместий импровизац. выступления актёров часто отражали оппозиц. настроения австр. населения, что вызвало усиление цензурного гнёта и запрещение (в 1770) импровизации. Излюбленными персонажами спектаклей т-ров предместий были весёлые, предприимчивые, ловкие венские ремесленники - Бернар-дон (актёр И. Курц), Кашперль (актёр К. Ларош), Штаберль (актёр И. Шустер). В 1741 в Вене открылся "Королевский театр при дворце", получивший название "Бургтеатра". Создание этого т-ра связано с реформами, проводившимися Марией Терезией и Иосифом II в целях укрепления дворянско-абсолютистского государства. Иск-во "Бург-театра" формировалось в напряжённой борьбе между аристократич. и демократич. направлениями. Развитию т-ра препятствовала цензура, ограничивавшая его репертуар, стремившаяся сделать т-р средством прославления монархии. Славу "Бургтеатра" и его значение в развитии австр. театр. культуры определили мн. поколения актёров, создавших подлинно реа-листич. традиции австр. театр. иск-ва. Под рук. журналиста и режиссёра И. Шрейфогеля в т-ре работали крупнейшие австр. актёры: С. Шредер, М. Корн, Г. Ангиюц, К. Фихтнер и др. Для "Бургтеатра" создавал свои произв. драматург Ф. Грильпарцер. В нач. 19 в. большого творч. расцвета достигли т-ры предместий, деятельность к-рых в это время была связана с Ф.Раймундом и И. Н. Нестроем. Эти крупнейшие драматурги и актёры Австрии создали своеобразный жанр нац. комедии, продолжили и развили лучшие традиции демократич. т-ра. После революции 1848, с наступлением бурж. реакции, т-ры предместий теряют свой демократич. характер, ставят гл. обр. развлекательный репертуар. Еще в 1778 при "Бургтеатре" была открыта актёром И. Мюллером первая театр. школа, к-рую в 60-80-е гг.'19 в. возглавлял И. Ле-винскии (в 1909 школа была реорганизована в Академию музыки и изобразительного иск-ва). Во 2-й пол. 19 в. "Бургтеатр" занимал ведущее место в театр. жизни Австрии. Руководителю т-ра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене клао-сику и прежде всего произведения Шекспира, добиться снятия цензурного запрета с пьес Шиллера, укрепить труппу театра актёрами А. Зонненталем, И. Ле-винским, Ш. Вольтер, ставшими крупнейшими деятелями австр. сцены. В 1870-81 "Бургтеатром" руководил реж. Ф. Дингельштедт, осуществивший постановку цикла трагедий Шекспира и поставивший пьесы Л. Анценгрубера, Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в т-рах Австрии ставились пьесы рус. драматургов - Гоголя, Тургенева, Л. Толстого. В конце 19 в. в Австрии обостряется классовая и национальная борьба. В австр. иск-ве усиливаются ан-тидемократич. тенденции. В лит-ре и драматургии ведущее место занимала группа декадентов - Г. Бар, А. Шницлер, Г. Гофмансталь, пьесы к-рых получили широкое распространение в т-рах Австрии. Отсутствие художественно-значительного совр. репертуара отрицательно сказывалось на деятельности "Бургтеатра", творчество к-рого становится узкоакадемическим. Наиболее значит, явлением театр. иск-ва этого периода было творчество актёра И. Кайнца, к-рый сумел приблизить А. т. к прогрессивным обществ. кругам. Большое значение для развития реа-листич. театр. иск-ва Австрии имели гастроли Моск. Художественного т-ра в 1906. В 20-е гг. 20 в. театр. жизнь Австрии представляла собой пёструю, идейно противоречивую картину. Реа-листич. тенденции сосуществовали с экспрессионистскими и др. модернистскими течениями, в Австрии работали демократич. и бурж.-развлекательные т-ры, ставилась классика и пошлые бурж. пьесы. Борьбу за прогрессивное иск-во вёл "Йозефштадттеатр" (в 1924-38 - рук. М. Рейнхардт), в репертуар к-рого входили пьесы Шоу, Ибсена, Тургенева, Гоголя. В то же время т-р ставил и пьесы Ф. Мольнара и др. бурж. драматургов. С 1918 происходит подъём творч. деятельности "Бургтеатра", руководимого актёром и режиссёром А. Хейне. Здесь работали актёры Г. Реймерс, М. Дев-риент, Р. Аслан, Э. Балъзер, М. Эйс и др., отстаивавшие лучшие реалистич. традиции т-ра от влияния бурж. модернизма и формализма. В период гитлеровской оккупации (1938-45) демократич. деятели австр. культуры подвергались преследованиям. Мн. театры были закрыты, здание "Бургтеатра" разрушено. После освобождения Австрии Сов. Армией (1945) началась борьба демократич. сил за нац. и культурную независимость страны. В борьбе с низкокачественной драматургией театр. деятели Австрии опираются на нац. и зарубежную классику. Большим событием в театр. жизни были постановки в "Бургтеатре" в 1946 спектаклей "Горе от ума" Грибоедова, "Натан Мудрый" Лессинга, "Калипсо" Чокора, "Егор Булычев и другие" Горького. Новое истолкование получили в "Бургтеатре" лучшие пьесы Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя. В филиале "Бургтеатра"-"Академи-театре" идут переводные пьесы О'Нила, Жироду, Кокто, Ануя. В 1948 в Вене открылся прогрессивный, демократич. т-р "Скала", в к-ром наряду с нем. и австр. классикой ставились пьесы Брехта, Гоголя, Л. Толстого, Горького, Корнейчука. Спектакли "Враги", "Мещане", "Дети солнца", пост. руководителем т-ра В. Хейн-цем, явились крупным событием в театр. жизни Австрии. Т-р пользовался большой популярностью среди рабочих. В 1956 "Скала" из-за конкуренции коммерч. т-ров и травли со стороны реакц. прессы закрылся. Последний его спектакль "Жизнь Галилея" Брехта прозвучал как протест против милитаризма. "Йо-зефштадттеатр" (руководимый в первые годы после войны последователем M ХАТ Р. Штейнбеком) вначале ставил произв. австр. классики, а также пьесы Л. Толстого, Чехова, Шоу, Ибсена. Постепенно репертуар т-ра стал носить случайный характер, лучшие актёры ушли в "Бургтеатр". С конца 50-х гг. т-р вновь обратился к произв. классич. драматургии - "Коварство и любовь"; "Власть тьмы" Л. Толстого и совр. австр. авторов - "Поднимите камень" Чокора, и др. Успешно работает "Фолькстеатр" (рук. Л. Эпп). За последние годы в т-ре шли "Ревизор", пьесы Шекспира, Гёте, Нестроя, Раймунда, Анценгрубера. Т-р регулярно даёт спектакли в рабочих районах. В Вене работают т. н. келлер-театры ("подвальные театры"), носящие полупроф. характер. Среди видных деятелей А. т.: Э. Бальзер/А. Скода,А. Хёрбигер, К. Дорш, П. Вессели, Э. Тимиг-Рейнхардт, Л. Линдтберг, Э. Лотар, А. Ротт. Ежегодно в Зальцбурге проводится международный театр. фестиваль, открывающийся по традиции, начатой в 1920 M. Рейнхардтом, спектаклем "Каждый человек" Гофмансталя. В 1960 здесь выстроено специальное театр. здание (вмещает св. 2000 зрителей). В Вене существует Ин-т театроведения (при университете), занимающийся научно-исследовательской работой в области изучения австр. и европ. театра (руководитель - историк т-ра Г. Киндерман). В венской Академии музыки и изобразит, иск-ва, в к-рой в 1931 M. Рейнхардт организовал актёрское и режиссёрское отделения, работает семинар М. Рейн-хардта. Семинар является высшим театр. учебным заведением, где ведётся теоретич. и практическая подготовка австр. актёров и режиссёров. Лит.: Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового времени, М.-Л., 1940; Enzinger M., Die Entwicklung des Wiener Theaters vom 16. bis zum 19. Jahrhundert, Tl 1-2, W., 1918-19; Gregor J., Wiener szenische Kunst, Bd Г1] - 2, W., 1924-[1925]; Laube H., Das Burgtheater, B.-Lpz., 1868; Те ube r 0., Das Hofburgtheater seit seiner Begrundung, W., 1896 (Die Theater Wiens, Bd 2); Romme l 0., Die Alt Wiener Volkskomodie, W., 1952; Fontane 0., Wiener Schauspieler von Mitterwurzer bis Marie Eis, W., 1948. Л. Лоб. Музыкальный театр. Возникновение муз. театра в Австрии связано с развитием итал. (венецианской) оперы. В сер. 17 в. в Вене итал. музыканты создали труппу, ставшую основой будущего придворного оперного т-ра. Оперы ставились на итал. языке, постановки отличались роскошью. В Австрии работали композиторы: М. А. Чести, Д. Сенси, А. Драги, А. Бертали, П. Циани и др. В первое десятилетие 18 в. выдвинулся австр. композитор И. И. Фукс - автор 20 опер. Среди его учеников были И. Зеленка, Ф. Кон-ти, автор известной комич. оперы "Давид", и др. В этот период расширяется труппа придворного т-ра, в 1711 завершается строительство нового здания т-ра с двумя залами (один для исполнения комич. опер и итал. драм. пьес, другой- для исполнения опер-сериа), и Вена становится одним из крупнейших муз. центров Европы. К сер. 18 в. складывается нац. оперный стиль, в основе к-рого был зинггипилъ, родившийся в т-рах венских предместий. Прообразом зингшпиля были имп-ровизац. сценки-бурлески, исполнявшиеся в венском "Кернтнертортеатре" актёром И. Курцем. Зарождаются элементы жанра оперетты ("Хромой бес" Гайдна, 1752, "Бастиен и Бастиенна" Моцарта, 1768). В 1778 осн. Придворный нац. оперный т-р, в к-ром работали выдающиеся артисты и музыканты. Здесь ставились нар. комич. оперы популярных композиторов: И.Умлауфа, оперой к-рого "Горнорабочие" был открыт т-р, К. Диттерсдорфа - автора комич. оперы "Доктор и аптекарь" (1786), содержащей сатирич. описание провинц. быта, И. Шенка - опера "Деревенский цирюльник" (1796), [.Вейгля, опера к-рого "Швейцарское семейство" (1809) пользовалась большой популярностью во мн. странах, в т. ч. в России. Позднее выдвигаются Л. Гасман и А. Эберль, Ф. Кауэр - автор оперы "Дунайская девушка" (1795), П. Враницкий-ро-мантич. зингшпиль "Оберон" (1789), В. Мюллер - опера-сказка "Волшебная цитра" (1791), и др. Для венского т-ра Моцарт написал одну из лучших своих опер - "Похищение из сераля" (1782); в 1791 здесь пост. "Волшебная флейта" Моцарта. С развитием нар. т-ра большие перемены происходят в Придворной опере, капельмейстером к-рой в 1754 становится X. В. Глюк. В сотрудничестве с талантливым либреттистом Р. Калъцабиджи он начинает осуществлять оперную реформу, стремясь освободить оперу от ложной пышности, внешней зрелищности, самодовлеющей вокальной виртуозности. Драматизация оперы, подчинение выразительных средств раскрытию глубоких конфликтов, стремление к строгой простоте получают воплощение в его опере "Орфей и Эвридика" (1762). Огромную роль в развитии А. т. сыграло творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена, чьи оперы ставились в венском оперном т-ре и в частных т-рах. Творчество Моцарта оказало большое влияние на мн. австр. композиторов, в т. ч. на В. Ригини, бывшего в 80-х гг. директором итал. оперы в Вене,- автора оперы "Армида", И. Рейнхарда, написавшего оперу "Бреню", и др. Для венского оперного т-ра написал своё единств, сценич. произв. Бетховен - оперу "Фиде-лио" (1805). В конце 18 - нач. 19 вв. появляются первые представители австр. нац. оперной школы: певицы - Р. Минготти, К. Унгер, певцы - И. Фогель, А. Мат-тервурцер и др. Наряду с Веной в нач. 19 в. значит. муз. центрами становятся Зальцбург, Эйзенштадт, Эстерхаза и др. австр. города, где также ставятся оперные спектакли. Австр. оперная культура испытывала влияние муз. центров, входивших в состав Австрийской империи,- Праги, Будапешта и др. Во 2-й пол. 18 в. широкое распространение получили комедии с муз. номерами. Большое значение в развитии нац. муз. т-ра имел венский нар. т-р, крупнейшими деятелями к-рого были актёры, драматурги и режиссёры Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой, актёры Т. Кронес, И. Шустер, И. Корнтейер, композиторы В. Мюллер и Т. Дрехслер, работавшие в венском "Леопольдштадттеатре". Их деятельность подготовила создание т. н. венского опереточного жанра. Этому способствовало также распространение в нач. 19 в. популярных танц. форм и в первую очередь - вальса. В 1869 была открыта Венская придворная опера (с 1918 - Венская государственная опера) - ведущий муз. т-р Австрии. К сер. 19 в. значение венского оперного т-ра как одного из крупнейших центров муз. культуры Европы значительно ослабляется. В его репертуаре всё большее место занимают франц. и итал. оперы. Венская оперетта, получившая в эти годы бурное развитие, на нек-рое время оттесняет на второй план оперный т-р. Основоположниками австр. оперетты были Ф.Зуппе ("Прекрасная Галатея", "Фатиница", "Боккаччо") и И. Штраус (сын) ("Цыганский барон", "Летучая мышь", "Весёлая война", "Ночь в Венеции"). Крупным композитором также был К. Миллёкер ("Нищий студент", "Гаспарон", "Бедный Ионафан"). Творчество этих композиторов отличается широким использованием нар. мелодий, острой танц. ритмикой, мелодичностью, стремлением к созданию законченных вокальных форм, сближающих оперетту с комич - оперой. Однако произв. их были лишены социальной, политич. направленности, сатиричности, присущей опереттам Оффенбаха. В жанре оперетты выступали также композиторы К. Целлер ("Продавец птиц", "Мартин Рудокоп"), Р. Жене, А. Миллер, М. Цирер, Р. Деллингер и др., их оперетты ставились в т-рах Вены. В нач. 20 в. оперетта переживает упадок. Образовывается т. н. новая венская школа, виднейшими представителями к-рой были венгерские композиторы Ф. Легар, И. Кальман, австрийские композиторы Л. Фаллъ, Г. Рейнхардт, Э. Эйслер. Сюжеты оперетт становятся всё более стандартными. С 90-х гг. Венский оперный т-р, руководимый первоначально Г. Рихтером, а затем Г. Малером, осуществившим пост. опер Моцарта, Бетховена, Вагнера, Чайковского и др., переживает новый подъём и становится одним из лучших т-ров в Европе. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. выдвигаются певицы П. Лукка, А. Матерна, А. Иоахим, М. Брандт, А. Бар-Милъденбург, К. Беттельгейм, Ж. Вюрде-Ней, певцы Ф. Краус, Р. Майр и др. Конец 19 в. отмечен распространением тенденций веризма. Среди композиторов этого направления - Ю. Битнер - автор первой муз. драмы "Горное озеро", К. Вейс (опера "Польский врей"), К. Гольдмарк, написавший ряд опер (в т. ч. "Царица Савская"), И. Брюль - автор оперы "Золотой век", и др. Своеобразную окраску получает творчество Г. Вольфаавтора комич. оперы "Коррехидор". Широким распространением пользуются также оперы Р. Вагнера, а позднее - Р. Штрауса. В нач. 20 в. в муз. т-ре Австрии распространяются различные модернистские течения. Импрессионистские влияния проявились в творчестве австр. композиторов: Ф. Шрекера, написавшего св. 10 опер, в т. ч. "Дальний звон" (1912), А. Шёнберга - основателя т. н. додекафонной (двенадцатитоновой) музыки, написавшего неск. экспрессионистских опер-монодрам ("Ожидание", "Счастливая рука" и др.), отмеченных крайним индивидуализмом и пессимизмом, отходом от классич. оперных форм, и последователей Шёнберга. Большинство австр. композиторов 20-30-х гг. 20 в. Э. Кшенек, И. Маркс, А. Цемлинский, Э. Веллес, Ф. Натизли, Э. Корнгольд и др.) в своих сценич. произв. занимались подражанием или бесплодными фор-малистич. экспериментами. В известной мере преодолел влияние формализма А. Берг в опере "Воццек" (на сюжет Г. Бюхнера). Попытки создания совр. оперы на базе джазовой музыки предпринял Э. Кшенек ("Джонни наигрывает") - автор ряда формалистич. произв. Все эти оперы ставятся в Венском оперном т-ре, ставшем с 1918 государственным. Созданный в 1898 т-р "Фольксопер", стремящийся пропагандировать классич. репертуар, постоянно сталкивается с большими материальными трудностями. Среди авторов оперетт нач. 20 в. выделяется О. Штраус, продолжавший в своих первых произв. традицию танц. вальсовой оперетты. В большинстве оперетт, созданных в эти годы, всё большее место занимают джазовые элементы. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами в Австрии работает ряд крупнейших музыкантов, среди них дирижёры: О. Клемперер, А. Родзинский, Б. Вальтер и др. Широкой известностью пользуются совр. оперные артисты Австрии: певицы- X. Гюден, Л. Ве-лич, И. Зефрид. С. Юринац, М. Чеботари, В. Липп, X. Цадек, А. и X. Конечны, Э. Шварцкопф, М. Роос, Г. Гроб-Прандль; певцы-А. Дермота, И. Меттер-них, Д. Фишер-Дискау, К. Фридрих, X. Альсен, X. Хоттер, В. Людвиг, О. -Червенка, О. Эдельман, X. Браун, дирижёр Г. Караян и др. В 1938-45, когда Австрия была захвачена гитлеровской Германией, венский оперный т-р был сведён на положение провинц. второстепенного коллектива. Большинство крупных музыкантов эмигрировало из страны. В 1945, во время бомбардировки Вены, было разрушено здание Гос. оперы (восстановлено в 1955). После освобождения (1945) страны муз.-театральная жизнь Австрии значительно активизируется. Венская гос. опера уже в 1947 снова заняла ведущее положение в муз. жизни страны. Продолжил свою деятельность т-р "Фольксопер". Активизировалась муз. жизнь и в др. городах страны, регулярно проводятся муз. фестивали (в Зальцбурге с 1921). В 1945- 1955 оперные спектакли ставились в помещениях "Т-ра ан дер Вин" и "Фольксопер", с 1955 - в восстановленном здании Венской гос. оперы. В области оперного творчества композиторами Австрии в 50-е гг. не создано выдающихся произв.; молодые авторы находятся под влиянием модернистских течений в музыке. Среди опереточных композиторов выделяется Н. Достал ь. Л. М.
|